Автоматы, которые распечатывает фотографии из Instagram, придумали российские предприниматели Тос Мовсисян и Артем Гармерян. Аналогов в мире нет, уверены они.
Instagram — самая позитивная социальная сеть. Фотографии в Instagram — всегда эмоции и хорошо было бы их материализовать, решили москвич Тос Мовсисян и петербуржец Артем Гармерян. Они придумали автомат Boft: на плотной бумаге он распечатывает квадратные фотографии сразу из профиля пользователя, а профиль открывается на большом сенсорном дисплее. Печать двух фотографий стоит 50 руб., четырех — 100 руб., 20 фотографий можно оплатить купюрой в 500 руб., пишут Ведомости.
Расчет, признаются предприниматели, сразу был на девушек. Именно они активнее всего постят фотографии в социальных сетях. Девушки ожидания оправдали.
Меж двух столиц
Основателей проекта Boft судьба свела в Технологическом институте в Лаппеенранте, куда студенты РЭУ им. Плеханова Тос Мовсисян и петербургского Инжэкона Артем Гармерян приехали учиться по направлению своих вузов. «Ну а где еще встретиться русскоязычным армянам, как не в Финляндии», — смеется Мовсисян. У каждого уже был опыт участия в онлайн-бизнесах.
Потом они разъехались каждый в свой город, но продолжали общаться. Из разных идей, которые они постоянно обсуждали, и родился автомат для печати из Instagram.
В дело Мовсисян и Гармерян инвестировали около $200 000. Говорят, что чуть меньше половины — их собственные накопления. Остальное собирали в долг — каждый по своим обеспеченным знакомым.
Больше года ушло на разработку программного обеспечения, самого автомата, подбор комплектующих и поиск компании, которая произвела бы необходимое оборудование. Решили открыть производство в Ленинградской области.
«Сложность проекта в том, что он не онлайн, — говорит Мовсисян. — Его невозможно допиливать и тестировать, сидя дома на диване. На такой проект нужно гораздо больше времени».
Первый автомат Boft поставили на дизайн-заводе «Флакон» в апреле 2014 г. Когда у предпринимателей появился живой автомат, а не презентация, дело пошло легче.
Партнеры продолжают жить в разных городах. Артем развивает проект в Петербурге, Тос — в Москве. Последний раз виделись в мае, в сети общаются ежедневно. Уверяют: бизнесу это не мешает.
Покорить ритейлера
По сути, Boft — это чистый вендинговый автомат, но позиционировать себя так русскоязычные армяне не хотят. Уж больно вендинг, как оказалось, недолюбливают менеджеры крупных торговых центров. «Мы заранее обзванивали все интересные нам точки, искали выходы на менеджеров по аренде. Большинство нам сразу отказывали, — признает Мовсисян. — Многие даже слушать идею не хотели. Реагировали на слово “автомат” и сразу говорили, что вендинг не ставят».
Но постепенно лед растаял. Автоматы стоят в торговом центре «Европейский», в «Афимоле», «Метрополисе», «Крокус сити холле» — всего в Москве их пока 10 и еще три в Санкт-Петербурге. В компании, управляющей «Метрополисом», говорят, что пока Boft пустили на время новогодней ярмарки в центральном атриуме. В этом году ее разнообразили селфи-станцией, где можно сфотографироваться с Дедом Морозом и распечатать фото из Instagram в автомате Boft. «Такого рода мероприятия — отличная возможность для нас, арендодателя, попробовать на вкус новые концепции и дать возможность арендатору познакомиться с “Метрополисом”, проанализировать обороты и реакцию клиентов. Проект привлекает внимание посетителей, они оставляют многочисленные положительные отзывы в соцсетях», — рассказывает Софья Глазкова, менеджер по краткосрочной аренде УК Cubik LLC.
«Многие не понимают, что мы привлекаем посетителей. К примеру, в “Европейский” мы зашли через сеть кинотеатров “Формула кино”. Их менеджерам сразу наша идея показалась интересной. Уже через несколько дней наш автомат увидели директор по аренде и гендиректор “Европейского” и предложили нам поставить второй Boft этажом ниже возле эскалаторов», — рассказывает Мовсисян.
Но больше всего предпринимателям повезло с автоматом, установленным в «Крокус сити холле». Его увидел сын владельца торгового центра и вице-президент «Крокус груп» Эмин Агаларов, который сам распечатал несколько своих фотографий, написал об этом в своем Instagram, а после пригласил предпринимателей на встречу. «Мне очень понравилась идея. Я инициировал встречу с владельцами, попытался понять, как быстро мы сможем установить такие аппараты на все наши объекты, — вспоминает Агаларов. — Это не бизнес в принципе, но он добавляет еще один пункт к уникальности наших проектов».
«Новым проектам нелегко попасть в торговые центры, мешают либо предубеждения, либо подход по остаточному принципу из-за объема потенциального дохода», — знает Алдынай Юмбуу, менеджер по коммерциализации компании Jones Lang LaSalle.
Модная фишка
«Когда мы только задумали проект в конце 2012 г., мы прошерстили и наш, и зарубежный рынок. Аналогов не было. Сейчас мы видим в сети много предложений распечатать фото из Instagram. Появилось такое понятие, как инстапринтер, но чаще всего так позиционируют обычный принтер или фотобудки», — считает Мовсисян. Пока конкурентами в России он не очень озабочен. В конце ноября они получили официальный патент и считают, что это подтверждает, что продукт они вывели на рынок первыми.
«Интерес к такого рода услугам подстегнул интернет, развитие социальных сетей и IT-технологий», — рассказывает Елизавета Наумова, совладелица проекта «Инстабудка». Свой стартап она начала развивать вместе с приятелем, выпускником МВТУ им. Баумана. Тот взял на себя техническую сторону, т. е. разработку самой будки, а она, дизайнер, — оформительскую. «Вообще, эту идею я подсмотрела в Вене, — делится Наумова. — Там фотобудки существуют давно, и они очень популярны среди молодежи. Европейцы используют принцип не цифровой печати, как у нас, а с цветной негативной пленки».
В общей сложности на конструкцию первой фотобудки, закупку фотооборудования и установку света (оно в «Инстабудке» студийное) ушло 250 000-300 000 руб. Эти инвестиции окупились уже через четыре месяца — после того как предприниматели приняли участие в Московском свадебном квесте, бесплатно установив для гостей свое оборудование — просто чтобы каждый мог попробовать и понять, что это такое. Услугой моментального фото заинтересовались ивент-агентства — они стали активно предлагать ее своим заказчикам.
«Boft работают с торговыми центрами, мы же пока сдаем фотобудки в аренду — шесть часов ее эксплуатации на какой-нибудь корпоративной вечеринке обходятся работодателям в 40 000 руб.», — говорит Наумова.
Второе отличие ее компании в том, что в «Инстабудке» люди могут только фотографироваться, а в Boft- распечатывать фото с телефона или из Instagram. «Правда, есть у нас свое ноу-хау — инсташар, который тоже позволяет распечатывать фотографии из Instagram или с любого носителя, — продолжает Наумова. — Его мы сдаем в аренду на те же корпоративные мероприятия: 20 000 руб. за четыре часа. Шар удобен в использовании: не громоздок (60 см в диаметре), устанавливается на любой ровной поверхности или опционной стойке».
«По сути, распечатывать фотографии из Instagram можно было и раньше, но Boft позволил это делать людям самостоятельно и в автоматическом режиме», — резюмирует Наумова.
Цепная реакция
В 2015 г. предприниматели рассчитывают установить в России 150 автоматов. Часть из них планируют устанавливать самостоятельно, но основной расчет на франшизу. За 490 000 руб. франчайзи получит автомат, расходники на 2-3 месяца и бесплатное обслуживание и поддержку в течение года. Предприниматели обещают окупаемость от четырех месяцев и хотят получать ежемесячные роялти от 7 до 15% в зависимости от размера выручки.
В хорошем проходном месте окупить вложения за 4-6 месяцев реально, уверяют основатели. Среднее количество заказов собственной сети автоматов — 30 в сутки в расчете на один автомат. В зависимости от локации количество заказов может варьироваться от 20 до 170 в сутки. Средний чек заказа составляет 125 руб.
Чаще всего заказывают четыре фотографии, возможно, потому, что 100 руб. — самая ходовая купюра. Аренда в Москве им обходится от 15 000 руб. до 30 000 руб. в месяц.
В регионах, полагает Мовсисян, будет меньше крупных заказов, когда пользователь распечатывает фотографий сразу на 500-1000 руб. Такие нередко бывают, например, в «Европейском», заметил Мовсисян. Но сарафанное радио в регионах работает активнее, люди быстрее узнают о новшествах и хотят их попробовать. Первый Boft по франшизе появится в Екатеринбурге в ближайшие несколько недель.
Главное в деле — локация, считает Мовсисян. В хорошем проходном месте автомат в день может приносить около 20 000 руб. выручки. Пока самую высокую выручку приносили в августе — сентябре автоматы, установленные на улице, в Камергерском переулке в Москве и на Невском проспекте в Петербурге.
Выручка всего проекта с апреля 2014 г., по словам предпринимателей, примерно равна сумме первоначальных инвестиций, т. е. около $200 000. Сейчас мечта предпринимателей — выйти на рынок США. Они верят, что если найдут правильного инвестора, не только обладающего капиталом, но и знанием и связями на местном рынке, то смогут занять свою нишу и за океаном.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.