Реклама
19 Июля 2012, 09:29
3540

8,6% россиян используют технологию NFC

Лишь 8,6% россиян используют технологию NFC, а 48,8% ничего о ней не слышали, подсчитали эксперты. По оптимистичным прогнозам, объем транзакций при помощи NFC-устройств в России к 2017 г. превысит 50 млрд руб., то есть составит около 1% мирового рынка.

J’son & Partners Consulting совместно со Smartest представила результаты исследования по рынку Near Field Communication (NFC) в России. Оказалось, что у 13,4% пользователей банковская карта поддерживает бесконтактные платежи, но 53% из них не знают об этом, а у 6% пользователей смартфон позволяет бесконтактно оплачивать товары и услуги, и 48% из них также не осведомлены об этом.

NFC – технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии 10 см.

Как считает J’son & Partners, одним из основных факторов, влияющих на развитие рынка NFC в мире, является наличие соответствующей инфраструктуры и абонентских устройств. "По данным на середину июня 2012 г., в России были доступны 28 моделей телефонов/коммуникаторов с поддержкой NFC от восьми производителей: Nokia (семь моделей), RIM и Samsung (по шесть моделей), Sony (три модели), HTC и LG (по две модели), Fly и Panasonic (по одной модели). Стоимость телефонов с поддержкой NFC начинается от 6,4 тыс. руб. (Samsung Wave 578 S5780) до 70 тыс. руб. (BlackBerry Porsche Design P’9981)", - говорится в сообщении J’son & Partners.

В России наблюдается существенный рост доли продаж телефонов с поддержкой NFC - с 0,7% в IV квартале 2011 г. до 1,2% в I квартале 2012 г. Исследователи полагают, что для русского пользователя NFC - пока маловажная опция. С этим согласна и пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева. "Технология действительно перспективная, хотя культура потребления NFC в нашей стране лишь формируется", - сказала она репортеру ComNews.

Как показал опрос владельцев мобильных телефонов, проведенный в июле, 8,6% респондентов уже используют технологию бесконтактных платежей, в то время как почти половина (48,8%) ничего не слышала о ней, 42,6% информированы о технологии, но по тем или иным причинам ее не используют. 13,4% пользователей ответили, что их банковская карта поддерживает бесконтактные платежи, более половины респондентов (53%) не знают об этом. 6% пользователей ответили, что их смартфон позволяет бесконтактно оплачивать товары и услуги, 48% не осведомлены об этом.

На данном этапе развития рынка использовать телефоны с поддержкой этой технологии в российских проектах, как правило, нельзя – для этого необходим специальный NFC-модуль, который устанавливается в телефон, либо банковская карта с поддержкой NFC, добавляет J’son & Partners Consulting. Тем не менее в перспективе можно ожидать усиления этого фактора, уверена компания.

По опросу экспертов в области инфокоммуникаций, на который ссылаются авторы исследования, основными отраслями, в которых технология NFC будет наиболее перспективна в ближайшие один-три года, являются розничная торговля и сфера услуг, реклама и маркетинг, общественный транспорт. Пока основными участниками зарождающегося в России рынка NFC является "большая тройка", крупнейшие банки и платежные системы.

"По прогнозам, объем рынка операторских мобильных платежей "большой тройки" в 2012 г. составит около 15-18 млрд руб. При оптимистическом прогнозе, к 2017 г. объем мобильных платежных транзакций в России, выполненных при помощи устройств с поддержкой NFC, превысит 50 млрд руб., то есть составит около 1% мирового рынка. Большая часть опрошенных экспертов оценила этот показатель по итогам 2011 г. в сумму менее 30 млн руб.; прогноз на 2012 г. – 30-150 млн руб.", - сообщается в исследовании.

Объем мобильных платежных NFC-транзакций в России, оцененный компанией в 50 млрд руб. к 2017 г., в целом соответствует прогнозам МТС, согласилась пресс-секретарь ОАО "МТС" Валерия Кузьменко. "Вместе с тем мы полагаем, что рынок может развиваться по более оптимистичному сценарию", - уверена она.

В середине мая 2012 г. МТС начала продажи SIM-карт, поддерживающих технологию бесконтактных платежей, напоминает Кузьменко. "Решение, представленное МТС совместно с МТС Банком и международной платежной системой Master Card PayPass, позволяет практически с любого мобильного телефона мгновенно оплачивать любые покупки по NFC-технологии более чем в 425 тыс. торговых точках в 37 странах мира, - объясняет она. - До конца 2012 г. мы рассчитываем реализовать 250 тыс. таких SIM-карт, сделав их доступными для абонентов во всех салонах МТС в крупных российских городах – там, где уже развивается инфраструктура бесконтактных платежей. Второй этап этого проекта – выпуск пластиковых кредитных карт "МТС-Деньги", оснащенных чипом с технологией MasterCard PayPass, – стартует в III квартале текущего года. По планам, до конца 2012 г. таких карт должно быть выпущено порядка 100 тыс. штук".

"Мы считаем технологию NFC наиболее интересной именно для транспортных компаний: это помогает снижать издержки транспортников на прием платежей, позволяет экономить на изготовлении проездных документов, - говорит Анна Айбашева. – "ВымпелКом" начал в тестовом режиме проводить NFС-платежи за проезд в петербургском метро в мае 2012 г. Мы также ведем переговоры о введении NFC-платежей с рядом московских пассажироперевозчиков".

С ней соглашается пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Юлия Дорохина. В Петербурге с помощью мобильного телефона можно оплатить проезд в метро, автобусах, трамваях, троллейбусах, аквабусах и в маршрутных такси. "Оплачивать проезд в метро и наземном городском общественном транспорте петербуржцы и гости города могут с 5 октября 2011 г. Введение данной услуги стало возможным благодаря партнерству компании "МегаФон" с Комитетом по транспорту администрации Санкт-Петербурга, - напомнила она. - Услуга оказалась востребованной, и правительство Петербурга приняло программу, в соответствии с которой все маршрутные такси будут оборудованы специальными считывающими устройствами до конца 2012 г. На сегодняшний день оплатить проезд с помощью городской универсальной карты "Подорожник" и мини-карты "МегаФона" - "МегаЧип" - можно на 12 коммерческих маршрутах".

По словам Юлии Дорохиной, всплеск подключений был в марте-апреле 2012 г., когда стало возможным оплачивать проезд в некоторых маршрутных такси Петербурга. Всего этой услугой пользуются 1800 абонентов "МегаФона", заявила она.

Бесконтактные платежи будут популярны на автозаправочных станциях и парковках, на культурных и спортивных мероприятиях, в кафе и ресторанах быстрого питания, то есть в тех местах, где одновременно обслуживается большое количество людей и требуется мгновенная авторизация платежа, а сумма покупки относительно не велика, убеждены авторы исследования из J’son & Partners.


www.comnews.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса