В России есть десятки тысяч терминалов, не входящих в сеть Qiwi, но имитирующих внешний вид и меню самой популярной системы. В компании ОСМП, операторе сети Qiwi, этим, конечно, недовольны — и обычно пытаются договориться с конкурентами. С большинством получается уладить проблему до суда. Но, как выяснил «Маркер», не так давно спор о нарушении авторских прав дошел до арбитража и был Qiwi проигран. После этого компания решила запатентовать изображение своего терминала.
«Оболочку Qiwi можно подделать за сутки»
В 2011 году объем рынка моментальных платежей достиг 892 млрд рублей, а число транзакций - 5,7 млрд рублей. Лидером на терминальном рынке является компания ЗАО «ОСМП», которое работает под брендом Qiwi на 120 тыс. терминалах. В состав ее акционеров входят Mai.ru Group и японская Mitsui. Оставшийся пакет в 63,7% принадлежит менеджменту группы Qiwi.
— Учитывая популярность бренда, обилие двойников, копирующих интерфейс, заимствующих цвета, неудивительно, — говорит управляющий партнер BrandLab Александр Еременко. — Предприниматели, у которых 5–10 терминалов, легко принимают решение подделывать терминалы. Достаточно соблюсти цветовую схему и не использовать оригинальный логотип компании — оранжевую птицу. Так и закон не нарушается, и мимикрировать можно. Оболочку Qiwi можно подделать за сутки.
Имитаторы нередко идут на контакт
Генеральный директор ОСМП Александр Агаков рассказал «Маркеру», что компания редко идет в суд, чтобы защитить свои права. Обычно она пытается договориться с имитаторами.
— Закон на нашей стороне, и контрафактные терминалы могут быть даже арестованы и изъяты при наличии судебного запрета, — рассказывает Агаков. — Но это крайние меры; как правило, владельцы терминалов предпочитают прекращать нарушения самостоятельно. В случаях, когда нам удается установить нарушителя, мы изначально вступаем с ним в переговоры и лишь затем обращаемся к государству за разрешением конфликта. К сожалению, во всем мире наиболее эффективными способами борьбы с подделками брендов являются точечные мероприятия.
Председатель совета директоров группы Qiwi Борис Ким отмечает, что часть двойников в ходе переговоров вообще перешла работать под бренд Qiwi, сохранив свое «железо». Но некоторые компании предпочитают поспорить в суде, и победы на их счету уже есть.
«Оранжевый енот» победил Qiwi
По словам Агакова, отечественное законодательство не предполагает патентование цветовых решений, поэтому Qiwi не может запретить другим участникам рынка моментальных платежей использовать оранжевый и синий цвета. В числе товарных знаков ОСМП — изображение главного меню терминала, слово Qiwi и изображение птицы киви рядом с ним в оранжевом цвете.
— Помимо логотипа и персонажа бренда, у нас запатентованы элементы фирменного стиля: детали дизайна, их форма и текстура, — говорит Агаков. — Но другим платежным системам достаточно внести незначительные изменения в эти элементы — и отстаивание наших авторских прав будет уже невозможно, поскольку в этом случае сложно доказать «сходства до степени смешения».
Этой позиции придерживаются и суды. В 2011 году компания ОСМП проиграла спор из-за товарного знака с небольшим оператором терминалов «Интегратор-Б», который использовал в своем логотипе изображение оранжевого енота. Столичный арбитраж, а за ним 9-й арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа установили, что «представленные в изображениях енота и киви пропорции прямоугольников, расстояние между ними по горизонтали, а также между рядами элементов, полутона и полутени для придания объемности отличаются». Поэтому ОСМП было отказано во взыскании с двойника 1 млн рублей за нарушение прав на товарный знак. Впоследствии «Интегратор-Б» стал агентом ОСМП и работает под брендом Qiwi, говорит Борис Ким.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.