Реклама
5 Октября 2011, 16:26
1993

Революция кошельков

Все говорит о том, что крупнейшая в мире электронная платежная система PayPal вскоре все-таки придет на наш рынок. Фактически для ее глобальных аппетитов, которые уже охватывают 190 стран в мире, «вкусных» кусков осталось всего ничего, и Россия в числе последних. Оно и понятно, наша страна демонстрирует темпы роста электронных платежей на уровне 50—70 процентов ежегодно, и доля россиян в общем обороте денег значимо растет. В конце сентября в Сети появился полноценный русскоязычный сайт PayPal, а десятки специалистов по онлайновым продажам и маркетингу, прошедшие летом собеседования в рекрутинговых агентствах, сидят на чемоданах в ожидании приглашения на работу в российский офис PayPal и ее материнской компании eBay. Если это произойдет, сама структура рынка электронных платежей может измениться до неузнаваемости. Каким образом?

Сравнивать PayPal с российскими системами WebMoney и «Яндекс.Деньги», которые эмитируют собственные электронные деньги, не имеет смысла, замечает Артем Генкин, исполнительный директор консалтинговой группы «АСПЕКТ»: «PayPal — это шлюз, через который маршрутизируются реальные деньги с банковских и карточных счетов». По большому счету на нашем рынке уже не осталось нишевых игроков, все занимаются всем: операторы уличных терминалов создают и продвигают интернет-кошельки, «Яндекс» прикрутил оплату по кредитке к своим кошелькам и назвался «русским Пэйпалом», некоторые системы интернет-платежей и вовсе выходят в офлайн.

«Электронные платежи в России — горячая тема,— комментирует Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ. — Тут сталкиваются интересы банков, операторов электронных денег и моментальных платежей, интернет-компаний, сотовых операторов, международных платежных систем». Причем сталкиваются настолько сильно, что эксперты сравнивают нынешнее состояние этого рынка с золотой лихорадкой на Диком Западе США с соответствующими приемами недобросовестной конкуренции. Скажем, весной сеть QIWI отключила возможность пополнения кошельков через терминалы «Яндекс.Деньги» и других платежных систем, и сразу после этого в терминалах обнаружился вирус, а информация о заражении масштабно индексировалась «Яндексом» и расходилась по Интернету. WebMoney обвиняли в создании новой пирамиды МММ вместе с Сергеем Мавроди, ChronoPay — в создании фальшивых антивирусов для Apple, «Яндекс.Деньги» — в сливе ФСБ данных о людях, финансово поддерживающих блогера Алексея Навального. Словом, следите за новостями в Интернете — там весь черный и «серый» пиар представлен в избытке. А обвинение «Да они зарабатывают на порнотрафике!» стало вообще расхожей уничижительной фразой. Хотя, по правде говоря, этот трафик ничуть не менее легальный, чем, скажем, приобретение в книжном интернет-магазине справочника по высшей математике. Наоборот, это завидный кусок дохода для любых интернет-торговцев — не зря же, когда в руководстве «большого» Интернета родилась идея регистрации тематических доменов, первым на свет божий явился домен .XXX для взрослых.

У интернет-трафика «для взрослых» другая проблема — слишком много мошенников используют сайты такого типа в качестве приманки для падких на клубничку жертв, а также для увода неправедным образом заработанных денег подальше от глаз правоохранительных органов. «В России рынок электронных платежей долгое время не регулировался законодательно, потому в нем сильны «серые» фракции,— сетует Артем Генкин.— Однако на нем в отличие от США имеет место реальная рыночная конкуренция». В США с этим действительно хуже — конкурентное поле там сильно проредилось после победоносной атаки американских правоохранителей на систему электронных платежей e-gold, которую подозревали в пособничестве преступникам. Фактически PayРal остался единственным крупным игроком, на которого, как говорят эксперты, возложена еще и функция чистильщика — он следит за тем, чтобы услугами не пользовались недобропорядочные клиенты. Причем он выполняет самую черную работу — обслуживает мелкие платежи, в основном в интернет-магазинах. Примечательно, что компании, пострадавшие от жесткой корпоративной политики системы в отношении счетов подозрительных клиентов, открыли «Стену Позора» (Wall Of Shame) на сайтах www.paypalsucks.com и www.paypalwarning.com. Эти международные ресурсы просто нашпигованы историями клиентов, пострадавших от «ужасов» PayPal.

Это объясняет, почему при всех потенциальных возможностях успешного бизнеса в России (связь с огромным количеством интернет-магазинов по всему миру и западный лоск, притягательный для отечественных онлайн-торговцев) экспансии PayPal в нашу страну до сих пор не происходило. Потому что не очевидно, как реализовать свойственные этой системе функции контроля за «чистотой рядов» клиентов. Самостоятельно? При нашем российском уровне так называемого фрода, то есть мошенничества в Интернете (по оценкам eBay, он достигает 30 процентов), создание надежной системы антифрод-менеджмента выльется в серьезную копеечку. К тому же, напоминает Тимур Аитов, исполнительный директор Ассоциации российских банков, PayPal работает со страхованием рисков, а максимальное страховое покрытие составляет, между прочим, 100 тысяч долларов. Это вам не наши отечественные электронные деньги с безотзывными транзакциями, где достаточно нажать «Отправить», и деньги уже никак не вернуть и ни с кого не взыскать.

Значит, надо искать подходящих партнеров. Но с ними в общем-то тоже негусто. Скажем, компании, которые сегодня специализируются на посредничестве между российскими платежными системами и западными магазинами, — точно не союзники. Потому что, считает председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов, первым делом PayPal попытается отнять у российских игроков именно этот трансграничный кусок рынка. Банки? «Для российских банков появление PayPal не будет радостным событием по очевидной причине: средства онлайн-пользователей PayPal хранятся на счетах западных банков. Нашим при этом останется рутинная и низкодоходная работа по эмиссии и обслуживанию кредитных карт»,— говорит Тимур Аитов. Это положение дополнительно усугубляет традиционная поддержка PayPal со стороны международных платежных систем (МПС) Visa и MasterCard в конфликтах и спорах, добавляет эксперт, ведь для них PayPal является крупнейшим, выражаясь профессиональным языком, мерчантом, то есть потребителем их товара — банковских карт. Все мы стали свидетелями лоббистской мощи МПС в процессе обсуждения Закона «О национальной платежной системе», и ни у кого нет сомнений, что PayPal в связке с МПС сможет многое продавить в нашей стране даже на законодательном уровне. Не говоря уж о грамотном маркетинге.

Опыт показывает, что PayPal, выходя на местные рынки, обращается с локальными игроками жестко, переманивая клиентов. Законы рынка суровы: численность аккаунтов — залог роста акций любой интернет-компании. Потому она будет искать места, где «водится» больше потенциальных клиентов. В этом плане, безусловно, особый интерес представляют сотовые операторы — всего-то у нас три самых крупных, которые охватывают большую часть населения страны. Да и несколько обижены они прохладным отношением российской власти к мобильным платежам. Второй кандидат в союзники — те компании, которые завоевали позиции в сфере массовых платежей (за услуги ЖКХ, госуслуги). Правда, сразу напрямую на эту массовую клиентуру выйти не удастся, придется пройти через договор о партнерстве, скажем, с терминальными сетями. Но иллюзий не стоит питать изначально — такие договоры будут лишь временным шагом на пути к выдавливанию российского игрока из игры.

Так что основной вопрос, связанный с приходом PayPal, стоит ставить так: сможет ли наше разношерстное сообщество, кормящееся на ниве электронных платежей, организоваться в сегмент цивилизованного рынка или заокеанский монстр пройдется по нему, как ледяной дождь, отправивший прошлой зимой в мир иной нездоровые деревья?

Есть ли у PayPal союзники и конкуренты?

Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ: В России очень сильны позиции наличных и относительно слабы позиции банков и банковских карт в розничных платежах, а это традиционные партнеры PayPal. В России им нужно будет искать новых союзников. Например, в лице операторов моментальных платежей и, возможно, операторов сотовой связи. Ситуация осложняется тем, что в этой сфере сегодня в России все борются со всеми за клиента, и союзы обычно носят ситуативный характер.

Артем Генкин, исполнительный директор консалтинговой группы «АСПЕКТ»: Естественные союзники PayPal в России — это мобильные операторы, российские интернет-магазины, офлайновые торгово-сервисные предприятия, население. Конкуренты ближайшего будущего — электронные системы эмиссионного типа и сети платежных терминалов. Конкуренты завтрашнего дня — системы такого же типа, как и сама PayPal, то есть платежные шлюзы. С первыми конкурентами борьба, скорее всего, будет административной, со вторыми — ценовой.

Виктор Достов, председатель совета ассоциации «Электронные деньги»: PayPal — конкурент традиционных систем интернет-процессинга кредитных карт, потому что делает это лучше, безопаснее и с большим функционалом. Есть мнение, что PayPal конкурирует с кредитными картами (производит много операций с пользовательских квазисчетов) и с банками (потому что берет деньги отовсюду, а хранит их только в банках-партнерах). Думаю, что процессорам он действительно враг, а вот банкам и картам создает добавочную ценность.

Конкуренция

По данным аналитиков авторитетного ресурса TechCrunch, во втором квартале текущего года платежная платформа PayPal обрабатывала каждую секунду транзакций в среднем на 3,65 доллара. Что дает в день 315,3 миллиона долларов. Из них 10 миллионов приходится на мобильные платежи.

У нас, по данным ассоциации «Электронные деньги», годовой оборот рынка электронных денег составил в 2010 году около 70 миллиардов рублей. По оценкам Артема Генкина, исполнительного директора консалтинговой группы «АСПЕКТ», эта цифра больше — 1200 миллиардов рублей в год. Но даже самая оптимистичная оценка дает приблизительно 109,6 миллиона долларов в день. А весь оборот интернет-торговли в России оценивался в прошлом году на уровне 180 миллиардов рублей, то есть примерно 16,4 миллиона долларов в день. Как говорится, почувствуйте разницу.

Прогноз

Тимур Аитов, исполнительный директор Ассоциации российских банков: Тем, кто уверен в неудержимой притягательности платежной системы PayPal для россиян, полезно знать: если наши граждане пользуются этими сервисами, их персональные данные, о которых сегодня усиленно пекутся депутаты и правительство РФ, в полном объеме и без купюр хранятся на американской стороне. В определенном смысле приход PayPal дополнит недавно проведенную локализацию сервисов Google: всевозможные данные о человеке, его перемещениях, интересах плюс точные сведения о платежной активности. Эти две международные интернет-системы с американскими корнями совместно позволяют анализировать и даже направлять активность россиян в Интернете. Мне могут возразить: это же не стыкуется с нашим законодательством! Ведь согласно ему любая система электронных денег, действующая на территории РФ, должна строиться на базе российского банка-эмитента, выпустившего эти самые е-деньги, и, стало быть, обязана подвергаться контролю и регулированию со стороны нашего государства. Отвечу: приход PayPal в Россию может иметь чисто маркетинговую форму — в виде информационной кампании по продвижению ее сервисов в клиентской среде. Это вполне возможно и без образования специальных юридических лиц на территории Российской Федерации, но означает для PayPal дополнительные конкурентные преимущества. Именно так развивается экспансия PayPal в других странах, и практика показывает: платежный гигант заглатывает клиентскую базу любого банка, даже не спрашивая на это его согласия и не заключая никаких договоров. Действительно, обязательный неснимаемый остаток на счете PayPal хранит в своем аффилированном банке. Значит, как только клиент заводит аккаунт в системе PayPal и начинает им пользоваться, деньги из российского банка утекают за рубеж. Для PayPal важны при этом не только сами деньги, но количество аккаунтов. Зарегистрируй она в России в своей системе, скажем, миллион клиентов крупного и уважаемого российского банка, ее капитализация вырастет на миллиард долларов.


Елена Покатаева
www.itogi.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса