Реклама
26 Марта 2010, 21:59
12200

В Петербурге системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) заменят кондукторов

системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП)

Петербург перенимает московский опыт. Совсем скоро существующую армию кондукторов заменят системой электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) на базе стационарных валидаторов (электронные компостеры). В 2010 году город планирует оборудовать новой системой 1200 единиц транспорта. Эксперты отмечают, что правила пользования предварительно необходимо подробно разъяснить общественности, пишет сайт "в кризис.ру"

В 2010 году продолжится оборудование городского наземного транспорта общего пользования системой электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) на базе стационарных валидаторов.  Напомним, что стационарные валидаторы на наземном транспорте в данный момент уже установлены на 300 транспортных средствах. Часть этих автобусов уже работают в штатном режиме, часть пока в тестовом режиме.

Первым в Санкт-Петербурге автоматизированную систему контроля оплаты проезда применил Петербургский метрополитен. Система начала работать на основе пластиковых карт с магнитной полосой, в дальнейшем их заменили бесконтактные электронные пластиковые карты (БЭПК). К наиболее заметным положительным аспектам эксплуатации системы можно отнести сокращение числа поддельных проездных документов, увеличение ассортимента проездных билетов и удобные, нефиксированные сроки их продажи и действия.

Комитет по транспорту в 2005 году начал поэтапную работу по внедрению СЭКОП на городском наземном пассажирском транспорте общего пользования. Победителем конкурса стала петербургская компания ЗАО "МФ Тариф", входящая в холдинг ОАО "Светлана". С 2006 года система работает на базе ручных валидаторов кондуктора, а с 2008 года ведется поэтапный переход на стационарные валидаторы, установленные в подвижном составе.

Однако пока конкурс на оснащение транспорта СЭКОП не объявили.

"При объявлении конкурса на оснащение стационарными валидаторами наша компания примет участие в этом конкурсе,- сообщила Екатерина Евсеенкова, руководитель группы технического сопровождения ЗАО "МФ Тариф". - Дальнейшая интеграция - вопрос, который решает городское правительство. При объявлении соответствующих конкурсов наша компания примет участие в интеграции СЭКОП.  Переход на СЭКОП ведет к экономии при долгосрочном и широком использовании, ну и также к современному учету транспортной работы".

Принцип действия:

Пассажиры прикладывают свои электронные проездные к стационарным валидаторам. На небольших автобусах 5 валидаторов устанавливаются на стойках в салоне, на больших соответственно большее количество валидаторов. Никаких турникетов, ограничивающих вход нет. Пассажиры свободно заходят в автобус и самостоятельно прикладывают электронные проездные к валидаторам. Валидаторы объединены в сеть и подключены к бортовому компьютеру, установленному у водителя, поэтому после чтения карточки (в том числе карточки на количество поездок) одним валидатором, все остальные валидаторы не смогут считать ее повторно. Для контроля оплаты проезда используется контроллер контролёра (устройство, аналогичное сегодняшнему ручному валидатору, но с функцией контроля).

Для того, чтобы пассажир имел возможность узнать - до какого срока годна его карта или сколько поездок на ней еще осталось - в каждом транспортном средстве установлен т.н. информационный валидатор. Помимо функций обычного валидатора (считывание карточки, проверка ее на годность, списание единицы, если надо, формирование транзакции), он отображает на дисплее вид проездного, срок годности, количество оставшихся поездок.

"Чтение карты занимает меньше секунды, не требуется прикладывать специальных усилий для удержания карты, ридер читает ее быстро и даже на некотором расстоянии (до нескольких сантиметров), после чего сразу индуцирует сигнал (зеленую стрелку), и тут же готов к приему следующей карты, - объясняет Екатерина Евсеенкова из ЗАО "МФ Тариф". - Прикладывать карту прямо на входе не обязательно, турникета нет, и никакой давки не возникнет".

Теоретически отсутствие кондукторов должно повысить количество безбилетников, однако способ борьбы с "зайцами" уже придуман. Контроллер, зайдя в транспорт, может заблокировать систему и все, кто по каким-то причинам "не успел" оплатить проезд, будут оштрафованы.

Отметим, что по статистике в Санкт-Петербурге ежемесячно продается около 1,5 миллиона электронных проездных билетов. При этом ежедневно оплачивает свой проезд электронными проездными билетами почти 3 миллиона пассажиров, (70% от общего количества перевезенных пассажиров). Это самый высокий показатель среди всех субъектов Российской Федерации. В планах городских властей довести этот показатель до 80%.

системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП)
Московский опыт

Новатором в этой области выступила Москва. Турникеты на наземном транспорте устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 549-ПП от 16 июля 2002 г.

Система позволяет получать, накапливать и обрабатывать информацию, в том числе, видеть фактическую картину пассажиропотоков и соответствующим образом оптимизировать  движение транспортных средств. В результате внедрения СЭКОП увеличилось количество пунктов реализации проездных билетов на основе бесконтактных электронных пластиковых карт, стало возможным проводить исследования пассажиропотоков, автоматизировать контроль оплаты проезда пассажирами и, как следствие, сократить расходы на взимание этой платы. В перспективе планируется реализовать услугу приобретения проездного билета через мобильные терминалы приема платежей, а в дальнейшем через Интернет и мобильный телефон.

Петербург не стал полностью копировать московскую систему, отношение к которой у москвичей, мягко говоря, негативное. Московский наземный транспорт оборудован не только валидаторами, но и специальными турникетами, не позволяющими войти в транспорт, не заплатив. Из-за этого в Москве сформировано целое движение против турникетов. Главная проблема - увеличение времени движения по маршруту за счёт неоправданно долгой посадки. При этом "зайцев" не становится меньше, просто они становятся изобретательнее и тренированнее. Кроме того, московский проект электронных кондукторов с турникетами в разы дороже петербургского, где турникеты устанавливать не планируют. Стоимость установки 1 турникета составляет $7500, стоимость лицензии $3000, ежегодное обслуживание $900.

"Принципиально введение системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) на базе стационарных валидаторов безусловно необходимо и целесообразно, весь мир давно ими пользуется, - считает Олег Белый, генеральный директор Института проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН. - В Москве их появление вызвало массу проблем и негативного отношения, и они есть до сих пор. Сейчас москвичи уже частично адаптировались. При введении их в Петербурге предварительно необходимо продемонстрировать их и подробно разъяснить правила пользования. Если говорить о преимуществах валидаторов перед контролерами, то они очевидны. Контролер - это человек, а человеку свойственно ошибаться, также человеческий труд необходимо регулярно оплачивать"

Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса