Реклама
9 Июня 2009, 14:52
3174

Несмотря на кризис, платежные терминалы остаются прибыльными

Российский рынок денежных переводов через платежные терминалы активно развивается. Для того чтобы заплатить за телефон или за Интернет, перевести плату за коммунальные услуги, теперь уже не нужно отстаивать длинные очереди в банк. Достаточно набрать необходимые реквизиты на сенсорном экране и внести деньги. Вся операция не занимает и пяти минут. Да и перевод доходит до адресата почти мгновенно. Компания "Элекснет" была первой, которая стала внедрять платежные терминалы в России.

Создание системы терминалов самообслуживания в нашей стране совпало со стартом аналогичных проектов на Западе. Поэтому "списывать" было не у кого. Учиться пришлось самим. Президент компании Юрий Мальцев рассказывает, что вложенных поначалу средств едва хватило на покупку на российской выставке четырех старых терминалов (по 18 тыс. долл.) немецкой фирмы Wincor Nixdorf. Терминалы были способны лишь на одну операцию - перевести платежи за мобильный телефон с пластиковых карточек. С мобильных платежей и начали. Первые терминалы поставили в феврале 2001 года в торговых центрах "Рамстор", в офисах МТС и "Билайна".

Спустя некоторое время пришло понимание того, что бизнес может развиваться лишь в случае, если терминал будет принимать наличные деньги. "Естественно, сразу столкнулись с понятным скепсисом: кто же будет совать деньги в какую-то железяку?" -- вспоминает Мальцев. Тем не менее рискнули.

Обратились к иностранным производителям. В итоге было куплено 15 модулей приема наличных к импортным карточным терминалам, получилось по 25 тыс. долл. за одно устройство. Как водится, не работало то одно, то другое... Разработали собственную процессинговую схему, обеспечивающую проведение транзакций. "И наступили исторические времена: оборот превзошел все ожидания, - говорит Юрий Мальцев. -- Если поначалу было 50 транзакций в день, а оборот 300-500 тыс. руб. в день, то за несколько лет оборот дошел до 8 млн руб. в день на терминал". Магистральное движение стало понятно.

Но гарантировать, что успех будет и дальше, было невозможно: терминалы оказались тяжелы в эксплуатации и обслуживании.

"Так и появилась идея самостоятельной сборки", - говорит Юрий Мальцев.

Проблемы самосбора

В цех по сборке терминалов инвестировали собственные средства и немногую полученную прибыль. "Первые терминалы были отъявленного конструктивистского дизайна, чем-то напоминающего газовый ящик", - смеется Юрий Мальцев.

По его словам, к 2005 году стало ясно, что бизнес нуждается в резком масштабировании - услуги платежей у населения оказались очень востребованными. А собственных средств на развитие в этот раз уже не было. Начали искать инвестора. Обратились в несколько фондов. Сегодня 49,9% акций принадлежит инвестфондам Mint Capital и Benchmark Capital Europe, которые в общей сложности вложили в "Элекснет" 12 млн долларов.

Поначалу со сборкой были проблемы: купюры "зажевывались", и ничего не работало. Проблему решили покупкой зарубежного аналога российского валидатора, поставленного отечественным "Счетмашем". И все заработало.

Сегодня все комплектующие для сборки терминала импортные, за исключением спецэлектроники и ПО. "Коробочного" ПО от мировых вендоров для платежей через терминалы на российском рынке нет, утверждает Мальцев. Все разработки полностью российские, делаются силами пяти--десяти компаний.

Стоимость одного терминала, что сенсорного (именно их и выпускают в последние полтора года), что кнопочного, - порядка 7 тыс. долл. Сборочный цех расположился в подмосковных Котельниках. Он выпускает до 200 терминалов в месяц, обеспечивая лишь собственные потребности. С эпохой кризиса для цеха наступили тяжелые времена: рынок платежей сократился, а вместе с этим упала потребность в выпуске новых терминалов.

А те, что есть, стали часто ломать - по одному в неделю. "Вандализм!" - жалуется Юрий Мальцев. Неудивительно: вскрыть терминалы, набитые купюрами, мошенникам кажется проще, чем банкоматы.

Бизнес онлайн

Большую часть оборота (65%) "Элекснету" приносят банковские платежи (потребительские кредиты, пополнение счетов). Еще 17% приходится на мобильную связь. Платежи за Интернет, коммерческое телевидение, коммунальные услуги - не больше 10%. Оставшиеся 8% - суммарные платежи крупнейшим сетевым компаниям типа Avon и Oriflame, говорит Юрий Мальцев.

В кризис население платит меньше, но часто. Средний платеж в Москве - 150 руб., в регионах и того меньше. Вот и приходится искать новые перспективные ниши. Как ни удивительно, оплата за коммунальные услуги - одна из таких. Особенно перспективен сегмент ТСЖ. «Платежи там практически банковские - 6-7 тыс. руб.», - говорит Юрий Мальцев. Несколько домов в коттеджном поселке обеспечивают месячный оборот спального района.

Одна из изюминок "Элекснета" сегодня - возможность онлайн-просмотра задолженности за коммунальные платежи и ее погашения. Сдача будет зачислена на мобильный телефон -- тоже технологическое преимущество "Элекснета".

С 2006 года через терминалы "Элекснет" можно перечислить денежные средства на счет владельца любой карты Visa. "Аналогов нашей услуге нет, хотя по потребительским качествам она не самая лучшая, -признает Юрий Мальцев. - Онлайна пока нет, зачисление на третий день". Возможно, поэтому пока эта услуга не занимает значительной доли в обороте: 700-800 тыс. долл. в месяц. Есть и другая причина - с момента начала эксплуатации населением банковских карт они главным образом используются для снятия наличных. Из 100 млн карт, выпущенных в нашей стране, согласно статистике, в торговом обороте участвует не больше 10% карт, говорит Юрий Мальцев. Прямые договоры есть с 60 банками-резидентами. В этом и заключается соль проекта, утверждает г-н Мальцев.

Страховка от конкурентов

Оборот рынка платежей через терминалы, по оценке экспертов, -- 500 млрд руб. в год. Рынок очень криминализован, неохотно говорит Юрий Мальцев. По слухам, официальных наличных денег в нем лишь 20%. Остальные деньги -- сырье для обналичивания. Тут есть где развернуться: банковской лицензии не требуется, а операции, по сути, осуществляются банковские. К тому же нет дефицита ликвидности: прием денег у населения обеспечивает регулярный оборот наличности. Собственно, это обстоятельство и есть основное конкурентное преимущество новоявленных сетей, по мнению Юрия Мальцева.

«Банки только начали понимать, что их убрали с розничного рынка», - говорит Юрий Мальцев. В Думе рассматривается закон о деятельности по приему платежей. Он уже прошел три чтения и, вероятно, будет принят до летних каникул. "Если закон будет принят, терминал будет в каждом туалете, -- беспокоится Юрий Мальцев. -- Это неизбежно приведет к "пузырю" на рынке".

Финансовые результаты первого квартала 2009 года не порадовали: оборот вырос лишь на 26% к аналогичному периоду 2008 года против обычных 80--100%.

Бороться против штурмовщины конкурентов технологическими приемами бессмысленно, признает Юрий Мальцев. Но сдавать рынок конкурентам без борьбы он не собирается.

На очереди планы по освоению рынка переводов. Уже имеющиеся договоры с 60 банками и собственный опыт в банкирской среде должны помочь. Понятно, что сейчас -- с ростом процента безработных -- рынок переводов падает. Расти на падающем рынке -- задача не из легких.


Источник: www.vremya.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса