22 августа 2008г. компания ФИНАМ организовала он-лайн конференцию "Платежные терминалы перед законом", где все желающие могли получить ответы на интересующие вопросы в сфере приема платежей, законодательства регулирующего работу с платежными терминалами.
Как должен быть устроен рынок приема платежей? Какие способы допустимы, а какие нет и почему? Какое регулирование необходимо рынку по мнению его участников? Каким будет дальнейшее развитие рынка платежных терминалов? Насколько обоснованы опасения банковского сектора о легитимности агентских схем платежей? на эти и многие другие вопросы отвечали участники конференции.
Законно ли то, что платежи по погашению кредитов банков принимаются в терминалах, принадлежащих агентам?
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
Для ответа на это вопрос нужно проанализировать конкретный случай. Законные способы погашения кредитов через терминалы, принадлежащие агентам, существуют. Однако для этого всегда используется тот или иной банковский инструмент - чаще всего предоплаченная карта.
Какие перспективы развития у платежей через терминалы - новые услуги, сервисы или что-то еще?
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
Перспективы те же, что и в мире: коммунальные платежи, тикетинг (билеты на развлекательные мероприятия, ж/д и авиабилеты, турпутевки), расчеты с государством, банковские услуги (погашение кредито и денежные переводы, включая трансграничные), оплата покупок в интернет-магазинах
Как в итоге решилась проблема с попыткой заставить все терминалы работать через банки?
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
Если речь идет о поптыках запретить агентскую модель, - то ничем. Однако такие попытки продолжаются
Евгений Трейстер, заместитель генерального директора "Дельта Телеком"
Пока не решилась, ждем осени. Скорее всего агентская схема сохранится.
Кто владеет сетями терминалов - российские или зарубежные собственники? Можно ли ожидать прихода в Россию иностранных инвесторов, которые будут вкладываться в электронные платежи?
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
В основном - российские собственники. Одна из сетей - Элекснет в значительной части принадлежит западным фондам. Прихода стратегических, а не венчурных инвесторов, следует ожидать после решения вопросов с законодательным регулированием этой деятельности.
Можно ли говорить о том, что сегмент В2В, например, обслуживание магазинов, которые принимают через свои кассы платежи за сотовую связь, отдельным бизнесом, или этим занимаются компании, владеющие терминалами?
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
В России практически нет вертикально интегированных компаний. Есть процессинговые компании, которые оказывают услуги как терминальным сетям, так и обычным розничным точкам, и есть агенты, которые владеют этими сетями.
С какими проблемами сейчас сталкивается рынок электронных платежей?
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
1. Регулирование
2. Развитие новых направлений работы, требующих значительных инвестиций в технологии и маркетинг
Для многих "новых русских" терминалы, эдакая курочка, несущая золотые яйца. "Мы сидим, а денежки идут". Если прикроют лавочку с терминалами, может они будут вкладываться во что-то реальное, создавать ценности и рабочие места?
Александр Покровский, генеральный директор Группы E-port
"Они" уже вкладываются в реальное - покупают терминалы/компьютеры, арендуют помещения, выплачивают заработную плату тем, кто все это обслуживает. Повторюсь, основная масса точек принадлежит ИП - мелким предпринимателям, которые у нас, как и во всем мире, занимаются мелкой розничной торговлей. На крупные проекты у них просто нет денег.
Евгений Трейстер, заместитель генерального директора "Дельта Телеком"
Терминальный бизнес, сложный как и любой другой, те кто сидят быстро выходят из бизнеса. И такой же реальный сегмент, как многие другие. В данном случае создается услуга, которая экономит время для клиентов.
На большей части нашей страны нет банков, кроме отделений Сбера ну и еще Почты России. Не их ли интересами объясняется попытка ограничить применение терминалов?
Александр Покровский, генеральный директор Группы E-port
Не думаю. При среднем платеже в 90 рублей (я говорю сейчас о системе e-port в целом) такие клиенты скорее всего нерентабельны для банков (и Почты тоже). Доход от такого платежа (без учета затрат) составляет 3-5 рублей. Для крупных организаций, особенно если прием платежей производит человек это явно ниже себестоимости.
Не кажется ли участникам, что терминалы - вчерашний день. Если их не будет будет выше спрос на интернет-банкинг.
Борис Ким, Согласно последнему отчету Банка России, только поряка 2.5% розничного товарооборта оплачивается с помощью банковских карт. Безусловно в перспективе доля послдених будет расти. Но сейчас положение именно таково. Думаю, задача и государства и бизнеса - не загонять людей в рай насильно, а предоставлять людям те инструменты расчетов, коорые им на сегодня кажутся наиболее удобными
Евгений Трейстер, В нашей стране очень развито обращение наличных денег, соответственно перейти мгновенно к другим инструментам не получится. На это уйдут многие годы.
Какова доля крупных игроков на рынке терминальных услуг и индивидуальных предпринимателей? Если на данном рынке много ИП не считаете ли вы, что ужесточение предоставления данных услуг можно рассматривать как ограничение в развитии малого бизнеса, что противоречит стратегии государства, направленной на снятие барьеров в малом бизнесе.
Евгений Трейстер, заместитель генерального директора "Дельта Телеком"
Закон Паррета, никто не отменял, и в данном рынке примерно 80 на 20 идет деление. Регулировать данный рынок необходимо, но действительно надо учитывать, что ИП являются одним из составляющих данного рынка. Они владеют одной из компетенций-- знанием своей территории и доносят услугу до клиентов имеено на ней.
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
Доля по нашим данным - более 50%. Абсолютно с Вами согласен - борьба с агентской моделью это борьба с малым бизнесом
А кто производит сами терминалы: российские или зарубежные компании? Каков объем этого рынка «железа» для терминальщиков?
Евгений Трейстер, заместитель генерального директора "Дельта Телеком"
В основном производят компании из России, так как данный рынок динамично стартовал именно в нашей стране.
Сейчас уже есть производители в странах СНГ и дальнего зарубежья. Обьем нашего рынка посчитать легко, нужно умножить среднюю цену терминала в 80000 руб на их кол-во порядка 100 тыс. получаем обьем рынка, за прошедшие годы.
Какие тенденции на рынке платежных терминалов сейчас можно выделить? Можно ли говорить о том, что происходит консолидация рынка?
Борис Ким, председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ
Увеличение доли "несотовых" платежей
Внедрение дополнительных сервисов: информационных, справочных, рекламных
Борьба за лояльного пользователя: брендирование, персонализированные сервисы типа личного кабинета, повышение качества обслуживания
Международная экспансия
Консолидация действительно происходит на уровне как агентов, так и процессинговых компаний, что говорит о движении рынка к зрелости
Евгений Трейстер, заместитель генерального директора "Дельта Телеком"
Да, консолидация происходит, рынок начал меняться, в том числе качественно. Но при этом есть и обратная тенденция, региональные игроки начинают создавать свои сети и процессинговые компании им необходимо иметь большую гибкость,
к примеру в подключении мелких региональных операторов. Федеральные игроки не всегда гибко реагируют на их запросы.
Соответственно идя навстречу пожеланиям, мы стараемся развивать франчайзинговую схему.
Банки и терминалы - прямые конкуренты? Сколько они теряют благодаря существованию агентской схемы?
Олег Бусов, начальник Управления постпродажного обслуживания Альфа-Банка
Банки и терминалы - не конкуренты, скорее они дополняют друг друга. Вопрос о дополнительных затратах со стороны физического лица, использующего терминал, правомерен и, на сегодняшний день высокая цена данной услуги, определяется дефицитом устройств самообслуживания.
Агенты и так берут немалую комиссию, сколько будет стоить платеж при отмене агентской схемы?
Александр Покровский, генеральный директор Группы E-port
Уровень комиссии определяется конкуренцией между торговыми точками. При отмене агентской схемы из бизнеса вынуждены будут уйти ИП - мелкие предприниматели, которые принимают больше половины платежей. И чьи точки находятся зачастую в очень низкорентабельных местах. Это приведет к тому, что в ряде мелких населенных пунктов точки приема платежей исчезнут вовсе, другие смогут поднять комиссию. Сейчас комиссия планомерно снижается. Если Вы помните, карточки предоплаты продавались +10-15% к цене, при нашем способе пополнения оно начиналось со средних 6%, сейча - 3%. Если убрать больше половины точек, комиссия возрастет существенно.
Каков ежегодный оборот данного рынка в России? Какова динамика?
Евгений Трейстер, заместитель генерального директора "Дельта Телеком"
оборот рынка в прошлом году 2007 составил порядка 15 млрд. $, при этом вырос по сравнению с 6 годом на 100%, динамика роста будет сохраняться, за счет наращивания перечня услуг оплачиваемых при помощи терминалов.
На каком этапе сегодня находится обсуждение законопроекта по легализации терминалов платежных? Вопрос сложный, но его уже давно не могут решить
Евгений Трейстер, заместитель генерального директора "Дельта Телеком"
Известно, что в начале апреля на совещании банковского комитета Госдумы депутатами были представлены два абсолютно разных варианта законопроекта "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", который должен регулировать деятельность платежных терминалов. Необходимость такого закона возникла из-за того, что до этого деятельность платежных терминалов в значительной степени оставалась без нормативов. В частности, действующее законодательство никак не регламентируют агентскую схему работы владельцев терминалов и платежных систем.
В итоге первый вариант, представленный на заседании банковского комитета Госдумы, был направлен на максимальную защиту интересов участников рынка. В нем, в частности, не было пунктов об ограничении перечня услуг, которые можно оплатить через терминалы. Кроме того, законопроект разрешал частным предпринимателям работать без договора с банками и не предполагал их обязательного лицензирования как агентов платежных систем.
Согласно второму варианту, набор услуг, оказываемых терминалами, ожидали серьезные ограничения. Это могло привести к тому, что рынок платежных терминалов мог быть сокращен в два раза. Этот вариант, в частности, ограничивал деятельность платежных систем только приемом средств за электросвязь, жилое помещение и коммунальные услуги. Право на предоставление таких услуг было предложено передать только юридическим лицам, а деятельность терминалов - лицензировать. Кроме того, терминалы, согласно проекту, необходимо было оснастить техникой с фискальной памятью.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.