Рынок электронных платежей, по оценкам специалистов, стремительно развивается. В 2006 году прибыль, полученная игроками этого рынка, уже превысила $ 5 млрд. Два – три года назад платежные терминалы были распространены только в Москве и Санкт-Петербурге, сегодня они становятся популярны и в регионах, etatar.ru
По словам директора исследовательского центра ИХ «Финам» Эллины Караевой, доля оплаты услуг через платежные терминалы в среднем по стране растет приблизительно на 40% в год . « Если в центральных регионах достигает 100% в год, то в удаленных районах до 20%. В 2006 году рынком был совершен качественный скачек - с массовым приходом терминалов в магазины и торговые центры эта услуга стала популярно не только у технически-продвинутой молодежи, но и у широких масс среднего класса»,- поясняет г-жа Караева.
На татарстанском рынке работают крупнейшие производители терминалов: ОСМП («Объединенная система моментальных платежей»), КиберПлат и е-port.
Как считает генеральный директор компании ОСМП Валерий Шпак, перспективы развития еще достаточно широки, поскольку в России терминалами охвачена как максимум треть рынка. «В регионах система электронных платежей еще только формируется, но уже сейчас мы видим неплохие показатели», - добавляет он.
К концу 2008 года ОСМП рассчитывает занять треть рынка электронных платежей Татарстана. За последние 12 месяцев, по информации источника, близкого к компании, ее оборот в Татарстане составил $ 20-30 млн.
В середине марта в Казани открылся кредитно-кассовый офис банка «Русинвестклуб», входящего в структуру ОСМП. Основными его задачами являются прием наличных денежных средств от партнеров компании для пополнения баланса и краткосрочное кредитование на оборотные средства опять-таки партнеров компании ОСМП.
«Открытие ККО в регионе дает возможность агентам получить доступ к упрощенной схеме кредитования бизнеса. При этом «Русинвестклуб» не стремится войти в конкуренцию с местными банками. Мы работаем только для наших партнеров и не занимаемся розничным кредитованием и приемом платежей от населения», - поясняет региональный представитель компании ОСМП Ильдар Мусин.
Эксперты прогнозируют дальнейший бурный рост российского рынка электронных платежей. Сейчас около 90 % всех платежей через терминалы составляет оплата услуг сотовой связи. Основными партнерами компаний - являются сотовые операторы Большой тройки. Региональные операторы, такие как «Татинком», «Телесет», «ТВТ» также работают в этой системe.
В будущем, должна существенно увеличиться доля оплаты жилищных и коммунальных услуг.
Количество терминалов в Казани постоянно увеличивается, подтверждая предположения специалистов рынка. Этому способствует и тот факт, что за последнее время стоимость электронных терминалов существенно снизилась из-за увеличения количества их производителей. Компаниям, изготавливающим оказавшиеся вне закона «столбики» и «ромашки», пришлось перепрофилироваться на изготовление терминалов.
В среднем окупаемость терминала составляет 12 месяцев. «Самое сложное в этом бизнесе - это выбор правильного места для терминала. Окупаемость точки по приему платежей может наступить за несколько месяцев, но и не наступить вовсе, в случае если место подобрано неправильно», - считает представитель компании-дилера «Альком» Татьяна Ларина.
С мнением предпринимателя соглашается и Элина Караева, один киоск с терминалом способен приносить своему владельцу до полумиллиона рублей в год. «С увеличением числа терминалов доходность каждого из них постепенно снижается, но рынок еще не заполнен, поэтому говорить о жесткой конкуренции не приходится. При этом терминалы не могут существенно уменьшать доходы ни сотовых ритейлеров, ни банков. Основной оборот карт для оплаты мобильной связи и интернета идет не через салоны, а через мелкие торговые точки, для которых доход от этой деятельности не был существенным. Для банков прием коммунальных и прочих платежей скорее создавал проблемы с очередями, чем приносил значимую часть дохода. Тем более что многие терминалы принадлежат банкам»,- делает выводы аналитик.
Сегодня внимание к терминалам проявляют и сотовые ритейлеры. Компания «Евросеть» в 2006 году уже начала устанавливать собственные платежные терминалы с использованием процессинга «КиберПлат».
Пресс- секретарь группы компаний Dixis Надежда Винникова, рассказала еТатар.ру, что они также рассматривают возможность размещения мобильных терминалов в своих магазинах. «У продавцов мобильной связи на данный момент еще сохраняется несколько довольно существенных преимуществ. Во-первых, у большинства дилеров нет взимаемой комиссии, которую берет практически каждый мобильный терминал, а во-вторых, существенную роль играет человеческий фактор. Продавец-консультант торговой точки всегда поможет решить проблему, даст правильный совет, в отличие от машины, которая, к тому же не всегда содержит информацию о том, куда можно обратиться в случае возникновения проблем. Однако оплата через мобильные терминалы - это, прежде всего, очень удобно, и все больше клиентов предпочитают пользоваться их услугами»,- резюмирует г-жа Винникова.
По словам аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, перспективы развития рынка электронных платежей весьма радужные. «В ближайшее время будут развиваться терминалы как сотовых ритейлеров, так и кредитно - финансовых учреждений. Поэтому крупные игроки рынка пытаются сейчас захватить регионы. Но при этом вендинговые компании могут пострадать от существующих коллизий, связанных с законом о банковской деятельности, согласно которому коммерческие организации, не являющиеся кредитными учреждениями, вправе принимать платежи в оплату услуг связи только путем заключения договора с банком», - поясняет аналитик.
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.