В октябре этого года на заседании Правительства обсуждалось, насколько успешно в стране распространяется принцип «одного окна». Стоит напомнить, что на необходимость перехода к новому методу работы указал Президент, четко обозначив требования к взаимоотношениям госорганов с населением: «Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый — чтобы запросить нужный ему документ, второй — чтобы его получить». Правительство и Минюст, координирующие «одно окно», отметили: несмотря на достигнутые в этом году результаты (справки в ЖЭСах, к примеру, можно заказывать по телефону, а налоговые органы стали работать после 18.00), очереди в коридорах самых разных инстанций все еще не рассеялись. Министр юстиции Виктор Голованов в беседе со мной высказал мнение, что по–настоящему принцип «одного окна» будет реализован, когда все учреждения станут звеньями единой электронной сети.
Технология «одного окна»
Собственно, замечание главы Минюста было логичным, ведь обмен запросами и ответами между госорганами с помощью почтовой связи невыгоден, потому что, во–первых, множится бумагооборот, а во–вторых — и это главное — уходит много времени. Поэтому успех «одного окна», по большому счету, зависит от наличия электронной инфраструктуры: баз данных, сетей и терминалов.
Пожалуй, правильно будет сказать, что со стороны государства сегодня наметился солидный спрос на техническую базу для «одного окна». Удовлетворить его, по крайней мере частично, попытались директор коммерческого предприятия «Белнекст технологии» Антон Гомонов и руководитель проекта «Аппаратно–программный комплекс «Одно окно» Дмитрий Сенько. Продукт своего творчества они продемонстрировали на недавней выставке высоких технологий в НВЦ «БелЭкспо».
Внешне представленный терминал был похож на громадный мобильный телефон. В его содержимое меня посвятил руководитель проекта: «Аппарат позволяет выходить на любое госучреждение: БРТИ, ЖЭС, ГАИ, налоговую инспекцию, поликлинику, военкомат и так далее. Выбрав интересующую его организацию, гражданин может заказать справку, а через некоторое время получить ее на бумажном и электронном носителе, оплатить услугу или штраф, договориться о встрече с нужным ему специалистом или задать вопрос».
По словам Дмитрия Сенько, по каждой организации на дисплее аппарата будет представлена подборка часто задаваемых вопросов. С ее помощью пользователь может получить необходимую информацию, не тратя времени на поход в инстанцию. Если же дело сложное и требует реальных, а не виртуальных консультаций, то терминал «направляет» к нужному специалисту. Причем на экране отразятся свободные места в рабочем графике госслужащего. И это дает возможность записаться на прием в конкретное время опять же без непосредственного похода в организацию. Или же другой вариант: гражданин сам указывает удобные для него время и дату и эта информация учитывается работниками учреждения при составлении графика консультаций.
— Таким образом, мы сможем избежать длинных очередей в госорганах, — резюмирует Антон Гомонов.
По мнению авторов новинки, распространение подобных терминалов позволит сэкономить значительные ресурсы в масштабах страны: людям не надо будет тратить часы своего рабочего времени (у некоторых оно очень дорого стоит) на решение административно–житейских вопросов. Получат выгоду и госорганы, упорядочив и ускорив свою работу с обращениями граждан. По проекту «Белнекст технологии» все терминалы («окна») будут контактировать с серверами отдельных организаций благодаря интегрирующему информацию главному серверу. Последний, в свою очередь, будет соединен с банковскими электронными системами (для того чтобы пользователи могли выполнять финансовые операции).
На стадии изучения
— А какова стоимость вашего аппаратно–программного комплекса? Где вы планируете его собирать? – поинтересовался я у Дмитрия Сенько.
— Один экземпляр – в пределах 10 — 12 тысяч долларов. Мы предложили наладить массовый выпуск оборудования Минскому приборостроительному заводу. По нашему мнению, это был бы взаимовыгодный вариант. Мощности большого производства и квалифицированные специалисты позволяют оперативно удовлетворять потенциальный спрос на нашу продукцию. Одновременно Минский приборостроительный смог бы поправить свое не лучшее финансовое положение.
Впрочем, на самом заводе к идее собирать новое оборудование относятся осторожно. «Пока мы не видим серьезных заказов, не видим «тиражности» проекта», — сказал мне главный инженер Валерий Иванов.
Отчасти такая выжидательная позиция объяснима. Представители различных организаций, обратившие внимание на аппарат во время выставки в «БелЭкспо», взялись изучать перспективы его использования на практике. Процесс анализа, как отмечает инспектор отделения по агитации и пропаганде УГАИ ГУВД Мингорисполкома Федор Гулицкий, требует времени. Впрочем, по словам инспектора, заинтересованность в подобном оборудовании, в частности у представителей городской ГАИ, безусловно, есть. «Аппарат может упростить работу с гражданами, станет проще оплачивать штрафы и услуги, улучшится информационная работа с водителями».
Детально анализируют возможности внедрения АПК «Одно окно» и на предприятии «Минские кабельные сети» (филиале «Минскэнерго»). «Сам терминал — это лишь вершина айсберга, — замечает заместитель главного инженера Роман Романов. — Главный вопрос — как наладить обмен данными внутри одной организации–системы и состыковать свою базу с другими информационными ресурсами. У нас в этом плане есть определенная специфика. Сейчас мы совместно с «Белнекст технологиями» изучаем различные схемы... В целом же, считаю, что инициатива компании довольно перспективна».
Продолжение следует?
Пока потенциальные заказчики изучают потенциальные выгоды, Антон Гомонов и Дмитрий Сенько продолжают фонтанировать оригинальными идеями. Их план — аккумулировать на одном информационно–справочно–платежном терминале самый широкий спектр возможностей — динамично пополняется свежими пунктами. «Аппаратно–программный комплекс «Одно окно» поглотит в себя функции банкоматов и инфокиосков. Благодаря ему можно будет не только максимально упростить отношения в системе «гражданин — инстанция», но и осуществлять переводы, заказывать железнодорожные и авиабилеты и даже места в театре», — говорит руководитель проекта. «Привлекательность терминала, кстати, заключается еще и в том, что его можно использовать в качестве рекламного носителя. Поэтому организация, за свои деньги установившая аппарат, помимо прочих выгод, сможет получать доходы от рекламодателей», — дополняет Антон Гомонов.
Выгод действительно много и они более чем очевидны. Впрочем, технических вопросов также хватает. Что будет, например, если одни организации закупят аппараты и оцифруют всю внутреннюю информацию, а другие — воздержатся? «Одно окно» в таком случае окажется с прорехами. Не получится ли так, что после распространения новой технологии очереди рассеются в коридорах госорганов и появятся у аппаратов «Одно окно» (по аналогии с банкоматами)? Пожалуй, при внедрении новой технологии нужны четкая координация и централизованный подход. Тогда этот процесс не будет чересчур разноскоростным и контролировать «побочные эффекты» станет проще.
Любопытно, что сами новаторы придерживаются схожей точки зрения. «Мы готовы передать контрольный пакет по нашим разработкам государству, — говорит Дмитрий Сенько, — ведь и эффективность реализации принципа «одного окна» в этом случае повысится. А это важно для каждого из нас».
Источник: sb.by
Читайте наш канал в
Telegram
:
узнавайте о главных новостях дня первыми.