Реклама
9 Марта 2011, 08:04
2860

9 марта должен завершиться процесс внесения поправок в закон «О национальной платежной системе»

Сегодня должен завершиться процесс внесения поправок в закон «О национальной платежной системе», который Госдума РФ планирует принять во втором чтении уже в марте. Этот закон сделает невозможным использование в России карт Visa и MasterCard, если они откажутся финансировать создание собственных операционных центров в России.

Разработка законопроекта «О национальной платежной системе» была начала еще в 2009 году. 11 ноября 2010 года проект закона был одобрен правительством РФ и в середине ноября внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ, которая одобрила его в первом чтении 10 декабря. Первоначально предполагалось, что закон будет регулировать деятельность и взаимодействие в рамках платежных систем организаций-операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, операторов по приему платежей, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (операционных, клиринговых и расчетных центров), а также определит основные положения создаваемой национальной платежной системы (НПС). Предполагается, что процесс внесения поправок завершится 9 марта 2011 года, после чего законопроект будет принят Госдумой в первом чтении.

Одним из неприятных сюрпризов, содержащихся в проекте закона, стало требование о наличии лицензии кредитной организации (банковской или небанковской) у операторов денежных переводов, включая электронные. При этом согласно закону «О банках и банковской деятельности» для получения лицензии небанковской кредитной организации (НКО) без права проведения расчетов по поручению юридических лиц потребуется уставный капитал не менее 18 млн. рублей, для НКО с лицензией на расчеты юрлиц - не менее 90 млн. рублей, для получения банковской лицензии - не менее 180 млн. рублей. Фактически введение законопроекта даже при условии снижения порога уставного капитала для НКО, занимающихся электронными платежами, означает частичную зачистку рынка от мелких игроков в пользу банков. Причем в число «зачищенных» попадают и владельцы платежных терминалов, большинство из которых едва ли будет в состоянии увеличить уставный капитал до уровня, необходимого для получения лицензии НКО без права проведения расчетов между юридическими лицами.

Эксперты не исключают, что это приведет к сокращению сети платежных терминалов из-за снятия или ухода мелких компаний, а также к росту тарифов на проведение платежей с использованием терминалов и электронных кошельков. Некоторые не исключают и положительного влияния, поскольку лицензирование операторов позволит ужесточить контроль над этим рынком, тем самым снизив частоту использования платежных терминалов для обналичивания денежных средств или легализации доходов, полученных преступным путем. Впрочем, даже этот эффект, скорее всего, будет минимален и приведет лишь к росту процентов за «обнал» в российских банках.

Однако преподнесенные законопроектом сюрпризы на этом не заканчиваются. Ст. 9 ч. 2 закона «О национальной платежной системе», на принятии которой настаивает глава комитета Госдумы по финансам Владислав Резник, вводит запрет на передачу информации по внутрироссийским платежам операционным центрам платежных систем, которые находятся за пределами России. При этом любая операция по карте требует передачи информации в процессинговые (операционные) центры платежной системы, которые в настоящее время располагаются за границей. Это означает, что картами иностранных платежных систем, таких как Visa и MasterCard, а также менее распространенных Diners Club, American Express, ChinaUnionPay и других, невозможно будет расплачиваться в пределах России как самим россиянам, так и иностранным держателям карт. При этом за Центробанком РФ закрепляется право определять, соответствуют ли операционные центры платежных систем новым российским требованиям.

Любопытно, что при этом в законе оговаривается возможность «резервного хранения указанной информации..., в том числе в целях восстановления информации или подтверждения осуществленных переводов денежных средств» в операционных центрах, расположенных за границей. По мнению экспертов, эта версия законопроекта вынуждает иностранные платежные системы, планирующие продолжать работу в России, создавать собственные операционные центры в пределах страны. В настоящее время у Visa имеются четыре операционных центра, у MasterCard - пять, причем все расположены за границей. Собственный процессинговый центр в России имеется лишь у компании Diners Club Russia, однако неизвестно, соответствует ли он требованиям нового закона.

Таким образом, для продолжения работы в России у международных платежных систем остается лишь один путь - быстрое создание собственных операционных центров на территории страны, иначе рынок полностью останется за НПС и локальными внутрироссийскими платежными системами. Это потребует от Visa и MasterCard крупных расходов, поскольку создание одного такого центра обойдется не менее чем в несколько десятков миллионов долларов. При этом времени у международных платежных систем остается немного - как правило, закон вступает в силу в течение года после принятия в третьем чтении, в то время как на создание и запуск операционного центра потребуется не менее 10-12 месяцев. Многие эксперты оценивают эту инициативу российских властей негативно, указывая на то, что в нынешнем виде законопроект представляет собой ничем не прикрытый «шантаж Visa и MasterCard», и даже в случае создания их операционных центров может привести к повышению тарифов для держателей карт и сбоям при проведении операций.


ИА «Саминвестор».


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса