Реклама
8 Сентября 2014, 17:33
4520

Немного о кассах самообслуживания (Self-checkout)

В последние годы на рынок решений для ритейла вышли новые устройства – кассы самообслуживания (self-checkout). Нельзя сказать, что система самообслуживания началась именно с них, но очевидно, что будущее розничной торговли в том числе за терминалами self-checkout и подобным решениям. Внедрение магазинов самообслуживания (сейчас мы понимаем – не совсем самообслуживания!) происходило нелегко – точно так же как и сейчас – в случае внедрения self-checkout, стояли вопросы роста потерь из-за воровства, переклеивания этикеток и т.п. В этом материале сотрудники компании "Fujitsu" знакомят читателей поближе с терминалами self-checkout, расскажут, для чего нужны, как устроены и какие задачи современного ритейла они решают.



Что же представляет собой self-checkout с точки зрения программиста, сервисного инженера или просто технически ориентированного человека? Внешний вид может быть различным в зависимости от функций, которые должны выполняться на устройстве. Рассмотрим полнофункциональный self-checkout, на котором покупатель сам осуществляет сканирование штрих-кодов на товарах, взвешивание немаркированных фруктов или овощей с выбором их разновидности, выбор типа платежа и сам платеж наличными, платежной картой или другим предусмотренным в магазине способом. Возможны варианты устройств только с безналичной оплатой, на разное количество одновременно заполняемых пакетов (от одного до шести), с транспортером и т.п. Обычно такой терминал сравнивает по имеющейся базе вес отсканированного товара с эталонным и в случае расхождений способен световой и звуковой сигнализацией «позвать» на помощь консультанта или администратора.

В составе  self-checkout имеются:

  • — системный блок кассы для исполнения на нем стандартной фронт-офисной программы ритейлера (что позволяет сэкономить на адаптации всевозможных add-on типа систем лояльности, акций и т.п.), а может быть и два – второй для управления всеми устройствами с развитой системой портов,


  • — тачскрин монитор для интерактивного взаимодействия с покупателем,
  • — акцепторы (для приема) и диспенсеры (для сдачи) купюр и монет – с ресайклингом (возможностью выдавать покупателю сдачу теми же купюрами и монетами, которые были до этого приняты от другого покупателя) или без такового,
  • — кассетные ящики для хранения упомянутых купюр и монет (в зависимости от фактических результатов торговли можно менять количество и назначение разных кассет для разных купюр и монет),
  • — сканер или сканер-весы для сканирования штрихкода товара,
  • — контрольные весы в платформе для пакетов,
  • — несколько «вешалок» для пакетов – тоже разной конструкции, включая так называемую «карусель»,
  • — устройство для деактивации противокражных меток,
  • — система звукового и светового оповещения,
  • — фискальный регистратор – принтер для печати чеков,
  • — авторизационный терминал для обслуживания платежных карт.


В общем, получается целый аппаратно-программный комплекс, все части которого должны быть связаны между собой как минимум четырьмя ПО – уже упомянутая кассовая программа, управляющая программа, графический интерфейс взаимодействия с покупателем и ПО или прошивка авторизационного терминала.

При этом надежность получившегося комплекса рассчитывается как 1-(1 – R1)*(1-R2)*(1-R3)*(1-R4)*(1-R5), где R1-R4 – надежности упомянутых систем, а R5 – надежность дополнительных механических частей. Глядя на формулу, становится очевидно, почему в мире получили массовое распространение (и покомпонентно, и в сборе) решения только от ведущих вендоров.

В последние несколько лет, осознав, что никакой покупатель не может сканировать товары быстрее кассира, розничные сети все чаще внедряют у себя гибридную конфигурацию кассово-расчетного узла. Она предполагает быстрое сканирование товаров на кассе опытным и подготовленным кассиром, печать «предчека» со штрихкодом, а оплату (как наличную, так и безналичную) покупатель производит сам по предчеку на специальной платежной станции.



После этого можно использовать специальные автоматические ворота, которые пропускают только покупателя, который уже оплатил товар.

Решаемые задачи:

• Во-первых кассир отстраняется от денежной массы, исключая возможность реализации многих схем обмана работодателя
• Во-вторых, ускоряется прохождение покупателя через кассу за счет исключения на ней времени расчета с покупателем (особенно при задержках ответа от платежной системы)
• В-третьих, повышается надежность контроля подлинности купюр – ни один кассир не сможет так, как сканирующее устройство, гарантировать отсутствие подделок в кассе. К тому же, кассир просто не в состоянии тщательно проверить все купюры
• В-четвертых, не обязательно на кассах использовать высококвалифицированный персонал
• В-пятых, можно автоматически отслеживать наличие или отсутствие денег в кассе (даже по-купюрно и по-монетно), добавляя размен или инкассируя выручку

Наряду с магазинами с комбинацией обычных касс и self-checkout появились магазины, где обычных касс нет вообще, товар сканирует персонал, не требующий обучения обращению с деньгами, а покупателям, затрудняющимся с оплатой, обязательно помогут специалисты, предназначенные именно для этого.



И этим не исчерпывается возможность варьирования конфигураций. Если раньше одним из существенных вопросов было «Можно ли ставить Self-checkout «спина к спине» с возможностью фронтального сервисного обслуживания?», то сейчас к нему добавляется «А можно ли превратить self-checkout в полноценную кассу на случай увеличенного – дневного или сезонного – потока покупателей?». И если удобство фронтального сервиса уже есть возможность оценить у нескольких вендоров, то касса U-Reverse от Fujitsu с поворотной платформой пока еще новинка. Она позволяет за несколько секунд переориентировать покупателя с прохода с лицевой стороны селф-чекаута на тыловую, а кассиру начать «разгружать» накопившуюся очередь.



Вплотную к технологии, воплощенной в self-checkout, примыкает технология самосканирования с помощью носимых устройств. Уже давно в некоторых магазинах внедрены мобильные терминалы сбора данных, которые выдаются на входе в зал самообслуживания покупателям, участвующим в программах лояльности. По мере наполнения тележки покупатель сканирует штрих-коды товаров с помощью встроенного в терминал сканера, а при выходе из зала кассир забирает у него данное устройство, актуализирует накопленную в нем информацию (впрочем, это может происходить и в режиме онлайн с помощью сетей Wi-Fi) и производит с покупателем наличный или безналичный расчет. Так вот, сейчас «в моду» начинают входить программы, которые можно установить не на специальный терминал, а на то носимое устройство, которое уже есть почти у каждого при себе – например, любой смартфон. При этом, помимо удобства обслуживания на кассе, постоянный покупатель может получать с помощью такого приложения еще и новости об акциях в магазинах, своем статусе в бонусной системе, планировать поход по торговому залу и т.п.

Российский ритейл прошел за 20 лет тот же путь, который многие страны проходили за 50-60 лет, то же самое относится и к внедрению касс самообслуживания. И неразумно было бы не использовать накопившийся чужой – как положительный, так и отрицательный – опыт!


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса