Реклама
12 Октября 2006, 12:50
6146

Сеть платежных терминалов окупается за 13 месяцев

Первые терминалы оплаты сотовой связи появились в Екатеринбурге чуть больше года назад. Сейчас их около 300. Этот вид бизнеса привлекает легкостью: автомат все делает сам и ежедневно приносит деньги. Владельцы терминалов говорят, что поработать все-таки придется. Но и отдача не заставит себя ждать — вложения окупятся практически за год.

С какой системой работать?

Прежде чем покупать аппарат, необходимо выбрать платежную систему (ПС). От нее зависит, какие виды платежей сможет принимать автомат. Через терминалы в Екатеринбурге переводят деньги за связь, Интернет, за коммунальные услуги, платное телевидение, осуществляют денежные переводы. В ближайшем будущем платежные системы обещают ввести опции погашения кредита и оплаты штрафов ГИБДД. Число провайдеров, например операторов сотовой связи, тоже зависит от вида ПС. И наконец, система диктует процент комиссии, которую получит собственник терминала.

Платежные системы делятся на открытые, работающие на федеральном уровне, и локальные. По оценке CNews Analytics, лидеры российского рынка — «Киберплат», ОСМП (Объединенная система моментальных платежей) и e-port. У всех трех есть дилеры в Екатеринбурге. «На самом деле нет особой разницы, к какой открытой системе подключаться, — убежден РИФ ФАЙДРОВ, индивидуальный предприниматель, владелец сети из 35 аппаратов. — Все они предоставляют примерно одинаковые условия по тарифам и договорной базе. Можно просто зайти на сайты в Интернете ww.osmp.ru, www.e-port.ru, сравнить, найти адрес уральского представительства». С платежной системой или ее региональным дилером предприниматель заключает агентский договор сроком на один год.

Локальные платежные системы обычно создаются местными компаниями под себя: чужие терминалы к ним не подключаются. Преимущество таких ПС в том, что они могут расширить перечень принимаемых платежей за счет договоров с местными продавцами услуг. Через аппараты ЗАО «Мобильные городские платежи — Екатеринбург» (62 терминала, собственная ПС) можно перевести деньги за коммунальные услуги. «Для возможности приема этих платежей необходимо, чтобы компания или ее филиал находились в городе. Средний платеж по коммунальным услугам раз в десять выше, чем за сотовый телефон. А значит, и ответственность в десять раз больше, — убежден СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ЗАО «Мобильные городские платежи — Екатеринбург». Создание собственной ПС стоит 3,5-5 млн руб. На разработку и отладку программного обеспечения уходит около года. Затраты на содержание ПС сопоставимы с расходами на саму сеть терминалов. У локальных систем есть ограничение — меньший охват поставщиков услуг, не работающих в Екатеринбурге.

В Какой аппарат купить?

Каждая система предлагает свои терминалы: программное обеспечение автоматов уже настроено на работу именно с ней. Сами аппараты различаются дизайном корпуса, степенью вандалостойкости, комплектацией, габаритами и потребляемой мощностью. Выбрать подходящий помогут представители ПС. Стоимость агрегата колеблется от 68 до 200 тыс. руб. «У нас стоят терминалы, цена которых 95 тыс. руб., — рассказывает коммерческий директор сети платежных автоматов «МОБИОНИКА» (62 терминала) ИГОРЬ КОНСТАНТИНОВ. — У них вандалоустойчивые корпуса, сенсорные экраны, мониторы рассчитаны на миллионы нажатий. Купюроприемник канадского производства с электромагнитной, механической и оптической системами защиты от подделок, чековый принтер японского производителя». Такой автомат весит 80 кг, его потребляемая мощность 125 Вт-ч. Компания «Мобильные городские платежи — Екатеринбург» использует более дорогие терминалы. Стоимость каждого 160-180 тыс. руб. На цену влияет комплектация, допустим, вместо чековых принтеров в терминалах установлены кассовые аппараты. «Мы с самого начала планировали работу в тесном сотрудничестве с банками и аппараты проектировали таким образом, чтобы они проводили банковские операции (например, прием платежей в счет погашения кредитов) и при этом не нарушались требования ЦБ к безопасности», — поясняет Сергей Кузнецов.

Механизм работы терминала прост. Человек кладет деньги в автомат, тот отправляет сигнал об этом в платежную систему, она переводит средства на счет, например, оператора связи. Чтобы цепочка функционировала, владельцу терминала необходимо положить деньги на депозит в ПС. Пополняют его за счет сумм, накопившихся в автомате. Сумма на депозите равна средней дневной выручке (около 20 тыс. руб.).

В Как выбрать место?

Три критерия правильного определения места — проходимость, техническая возможность установки терминала, безопасность.

Собственники терминалов ищут точки большого скопления людей: торговые центры, станции метро, вокзалы, вузы. «Проходимость должна быть около 1000 человек в день, — говорит Игорь Константинов. — По статистике, из них услугой воспользуются 250-300 человек». Сергей Кузнецов приводит более скромные данные: «Даже по московским меркам 10% от прохожих — очень хорошо, а у нас этот показатель ниже». Важнее не число посетителей выбранной торговой точки, считает г-н Кузнецов, а их платежеспособность. «Вероятно, что людей пройдет не так много, но на счет они положат крупные суммы», — предполагает он.

К месту установки терминала должно быть подведено электричество, сделано заземление. Необходим Интернет или зона покрытия сети GPRS. Требуемый температурный режим от +5 до +50. Несмотря на то что почти все терминалы вандалоустойчивые, лучше, если место будет под охраной.

Договор аренды заключается на 1 кв. м — такую площадь занимает терминал вместе с рядом стоящим клиентом. «Стоимость варьируется, — подчеркивает Игорь Константинов. — В среднем по Екатеринбургу можно ориентироваться на 2,5 тыс. руб. в месяц». Договор аренды администрация торговых точек заключает на 11 месяцев. В контракте обычно прописано, что через полгода вероятен пересмотр ставки. Расценки, отмечают предприниматели, могут как остаться на прежнем уровне, так и возрасти в разы. «Сейчас идет борьба за место под платежный терминал, — утверждает Сергей Кузнецов. — Администрация крупных торговых сетей начинает проводить тендеры и смотрит, кто больше предложит за квадратный метр, кто способен закрыть все возможные точки установки своими терминалами. Иногда, кроме объективных факторов, действуют личные симпатии, связи».

В Нужен ли персонал?

Владельцы терминалов сходятся во мнении, что, купив один автомат, тратиться на персонал экономически нецелесообразно. Лучше самому заниматься техническим обслуживанием, инкассацией и приемом звонков абонентов. Но если это не входит в планы хозяина автомата или он владеет сетью из пяти и более терминалов, то потребуется оператор. Он будет сидеть в офисе, следить через Интернет за всеми платежными операциями, отвечать на звонки и разбираться с платежами, если клиенту не поступили деньги на счет. Техник требуется для замены кассовой ленты и ремонта при поломках. В целом автоматы надежные, отмечают игроки рынка. Но бывает, что клиенты отправляют в купюроприемник не деньги, а бумагу. Приходится разбирать устройство. Инкассацию операторы рынка советуют отдавать на аутсорсинг — специализированным охранным агентствам или банкам. «Одна инкассация стоит около 300 руб., — сообщает Сергей Кузнецов. — Собирать наличность необходимо в среднем раз в два дня. Периодичность зависит от емкости купюроприемника и проходимости точки».

В Когда окупятся вложения?

90% платежей через терминал — это оплата сотовой связи. Владелец аппарата зарабатывает на процентах от проведенных транзакций. Размер процентов диктует платежная система. Обычно они делятся на две составляющие: это вознаграждение от ПС за проведенную операцию (в среднем 2% за платеж) и дополнительная комиссия. Последнюю назначает сам владелец терминала, но в рамках, указанных системой (в среднем также около 2%). Деньги при этом удерживаются с клиента, о чем обязательно предупреждает терминал. Некоторые провайдеры услуг выплачивают меньшее вознаграждение, но разрешают увеличить комиссию до 5%. Хотя ряд операторов связи, например «МегаФон» и «Уралсвязьинформ», запрещают начислять комиссию на платежи своих абонентов.

Составляя бизнес-план, собственники автоматов ориентируются на то, что за день через терминал пройдет 200 транзакций. По наблюдениям владельцев, средний чек достигает 100 руб. Соответственно за один день в терминале скапливается 20 тыс. руб. Из них лишь 4% — чистый доход предпринимателя. «Сколько денег приносит терминал, зависит от того, удачно ли он расположен», — замечает Сергей Кузнецов. Как сообщил г-н Кузнецов, сумма, которую ежедневно «зарабатывает» автомат, варьируется от 5 до 50 тыс. руб.

«При правильно выбранном месте вложения окупятся за четыре месяца, — убежден Игорь Константинов. — А место выбрано удачно, если за первый день работы терминал принес 10 тыс. руб.». Риф Файдров считает, что держать один аппарат невыгодно. Он полагает, что сеть должна состоять из десяти (как минимум) терминалов. Тогда на этапе запуска бизнеса выручка от одного высокодоходного аппарата будет компенсировать низкие доходы от другого. Кроме того, удастся сэкономить на персонале: невыгодно нанимать техника и оператора для обслуживания одного-двух терминалов. Сергей Кузнецов называет более длительные сроки: «У нас дорогие аппараты, поэтому сеть окупается в течение года-полутора. Мы сразу работали с прицелом на перспективу».

Направления для дальнейшего развития

Игроки рынка уверены, что с открытием дела стоит поспешить. «Спрос постоянно растет: люди все больше ценят преимущества аппаратов, увеличивается база сервис-провайдеров, услуги которых можно оплачивать через автомат. А вот число мест под размещение терминалов ограниченно», — делится размышлениями Игорь Константинов. Сейчас наилучший вариант — увеличивать сеть. Операторы рынка считают, что развитие их бизнеса будет напоминать ситуацию с отделами сотовой связи: вскоре в каждом маленьком магазинчике появится платежный терминал. Когда места закончатся, двигать бизнес можно будет, расширяя спектр предоставляемых аппаратом услуг. «Актуальность бизнеса мы видим на ближайшие пять лет, — отмечает Игорь Константинов. — Потом придется что-то модернизировать, вводить дополнительные функции. Например, за рубежом существуют терминалы, способные нарезать на диски лицензионное видео».

СОВЕТ от ЗАО «Мобильные городские платежи — Екатеринбург»: При выборе комплектации терминала не стоит экономить на купюроприемнике. Дешевый отбраковывает до 30% поступающих купюр и может принять фальшивку а дорогой в 99,9% случаев правильно распознает купюры. Если вы планируете внешнюю инкассацию, купюроприемник должен быть со стекером — это кассета, куда укладываются деньги. Она закрыта и опломбирована. Ни одна фирма не возьмется за инкассацию неоплом-бированных денег — никто не станет пересчитывать их возле аппарата.

СОВЕТ от сети платежных автоматов «МОБИОНИКА»: Не гонитесь за крупными продуктовыми сетями, есть места, где аренда низкая — сотни рублей. В том числе это площади в маленьких магазинах возле остановок или в остановочных павильонах. Нередко их хозяева сами хотят поднять посещаемость за счет предоставления клиентам дополнительного сервиса — оплаты связи. Рядом с магазинчиком поставьте штендер или растяжку что здесь без риска опоздать на автобус можно сделать платеж.

СОВЕТ от ИП Файдров: Человека на должность оператора следует подбирать по принципу психологической устойчивости. С каждого терминала в день поступает до 30 звонков. 90% обращений связаны с ошибкой в номере при оплате телефона. Остальные — из-за задержек платежа, когда повиснет сеть. Оператор вынужден все объяснять клиенту и исправлять ситуацию.

Коммерческий директор сети платежных автоматов «МОБИОНИКА»: Мы ошибались с выбором места: пока не оправдывает себя практика установки автоматов в строительных супермаркетах. Проходимость там большая, а ожидаемого эффекта нет. Вероятно, дело в психологии. Люди относят расходы на телефон к постоянным нуждам. Сотовая связь также необходима современному человеку, как пища. Поэтому оплату чаще производят через терминалы в продуктовых супермаркетах. А в строительные идут за разовыми покупками, здесь все мысли посвящены обоям, кафелю.

Риф Файдров, индивидуальный предприниматель: Я сразу купил десять автоматов по достаточно высокой на то время цене. Это оказалось ошибочным. Расходы можно было бы оптимизировать. Взять партию поменьше, посмотреть, как работают, как устроены, а остальные собрать самому. Все комплектующие продают по отдельности, они сертифицированы. При работе с сетью терминалов это ощутимая экономия.

Сергей Кузнецов, генеральный директор ЗАО «Мобильные городские платежи — Екатеринбург»: Мы чуть было не совершили промах накануне выходных: банки не работают в эти дни, владельцы автоматов не могут пополнить баланс. Если на депозите закончатся деньги, автомат перестанет принимать платежи. Поэтому в четверг-пятницу необходимо положить побольше денег на счет: сумму дневной выручки умножить на два или три. Это позволит спокойно жить до понедельника. Потенциальный доход не будет утерян.

Источник: upmonitor.ru


Читайте наш канал в Telegram : узнавайте о главных новостях дня первыми.

Первая полоса